- Порядок рождения и личность
- - гипотетическая связь, существующая между порядком рождения и развитием личности (Дрисколл, Икстейн, 2005). А.Адлер предположил, и это рассматривается как один из самых значительных его вкладов в психологию, что положение ребёнка в семье определённым образом меняет семейную атмосферу, вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях сходным образом, тем самым опыт, связанный с порядком рождения, оказывает на развитие личности существенное и примерно однотипное воздействие. Существует огромное количество исследований, в которых эта гипотеза будто бы подтверждается, хотя некоторые авторы не находят таких подтверждений или склонны считать, что более важным фактором является не порядок рождения, а его субъективное восприятие человеком. Различаются 4 категории порядка рождения с соответствующими наборами характеристик и исследовательских данных, которые могут помочь делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, но которые не могут быть использованы для того, чтобы маркировать отдельных людей, приписывать им какие-то личностные качества, то есть воспринимать гипотезу как нечто доказанное или, напротив, что-то иллюзорное, наподобие гороскопа, поскольку она, несомненно, основана на некоторых фактах, но факторов формирования личности на самом деле бывает не 2 – 4, а десятки, а быть может и сотни, если не более, при этом удельный вес влияния любого из них и тем блее их сочетаний определить чрезвычайно сложно.
1. Первенцы. Занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять им больше внимания, склонны быть с ними более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенцы избавлены от необходимости соперничать со старшими сибсами и, хотя бы время от времени, оказываются в условиях, когда им не остаётся ничего другого, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исследования показывают, что первенцы, в целом, получают оценки по тестам интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, являются высокомотивированными, достигают высоких служебных постов и имеют сильную потребность в достижении. Они чаще других попадают в биографические справочники известных современников. Им свойственно проявлять высокую ответственность, ориентацию на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить своё привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Среди лиц со склонностью к развитию паранойи, отмечается самый высокий процент первенцев. В военных учебных лагерях первенцы чаще консультировались у психиатра, признаваясь «психоневротиками» и увольнялись из армии. Им чаще выставяется диагноз «расстройство личности». Первенцы, выступая перед аудиторией, хуже воспроизводят материал по памяти и сильнее боятся публичных выступлений. Они более аффилиативны и более чувствительны к боли.
2. Средние дети. Второй и/или средний ребёнок в принципе лишён возможности испытать, что означает быть единственным ребёнком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Они чаще могут находиться в тени старших сибсов, которых они стремяться детронировать, чаще чувствуют себя менее компетентными, нежели последние, и могут пытаться выделиться в чём-то другом. Согласно исследованиям, средние дети чувствительны к несправедливости, нечестности и чувствительны к совершаемым по отношению к ним ошибкам, они в наибольшей мере подвержены риску делинквентности. Вероятно, они не отказываются попробовать себя в искусстве. Будучи коммуникабельными и благосклонными к другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. У средних детей чаще наблюдаются тревожные расстройства.
3. Младшие дети. Так же, как и первенцы, занимают в семье уникальное положение. Им стараются обеспечить максимум заботы, любви детям из всех других возможных позиций в порядке рождения. У них нет преследователей, и они, являясь «детьми всей семьи», никогда не рискуют потерять своего привелированного положения. Ранняя их социализация чаще включает также снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, что, как показывают некоторые исследования, может повлечь формирование зависимо-компульсивного типа личности. Результатом избалованности нередко становится чувство защищённости и лишённый конкурентноспособности характер: такой ребёнок в будущем всегда будет искать поддержки других. Часто младшие дети являются самыми «могущественными» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессия и плач. Они менее серьёзно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп, а также имеют самую высокую самооценку (по сравнении с имеющими другой порядок рождения). Они креативны, человеколюбивы, обладают чувством юмора. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам своей жизни. Однако, высока вероятность и того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (вообще зависимой от психоактивных субстанций личностью) и иметь самый низкий из своих сиблингов JQ.
4. Единственные дети. Родители склонны их баловать, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить своё привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что каким-то образом оправдывало бы их действия. Некоторые исследования показывают, что единственные дели испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготеют к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся, кроме того, во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи. После первенцев, они имеют самый высокий интеллект и самый высокий показатель потребности в достижениях, в учёбе они добиваются положение лидера и могут превзойти своих учителей или наставников. У единственных детей больше всего психологических проблем, они чаще обращаются за психиатрической помощью.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.